Бобат терапия

ИСТОРИЯ МЕТОДА

Бобат-терапия носит название по фамилии разработавшей метод супружеской пары из Лондона, физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога доктора Карла Бобата. Более 60 лет назад (в 40-х годах XX столетия).

Берта предложила выработанный на основе собственного опыта и наблюдений совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями мышц. Началось все с обнаружения физиологических позиций тела, позволяющих затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствовали снижению мышечного напряжения и формированию осознанных управляемых движений.

Основная идея Берты Бобат - взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр - головной мозг. Методика оказалась как нельзя кстати в годы, когда массово стояла задача в реабилитации многочисленных жертв послевоенного времени. Она эффективно работала при параличах, инсультах, черепно-мозговых травмах и последствиях операций, вызвавших утрату контроля над своим телом.

Концепция Бобат опирается на представления о генетически ­детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении. Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка. При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.

Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций. При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата — атрофиям, контрактурам, деформациям.

Суть Бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы. Обязательное условие — применение стимулов в определенной последовательности, которая должна совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба. Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.

Начинать Бобат-терапию можно в любом возрасте ребенка — от рождения до 18 лет, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве — до трехмесячного возраста, в период первичного сбора сенсорной информации. Не существует четких критериев включения ребенка в реабилитационный процесс по степени неврологического или когнитивного дефицита. Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале, начиная с отделений патологии новорожденных.

Процесс терапии начинается с первых минут пребывания ребенка в кабинете и переносится родителями в привычные для него домашние условия. Родители остаются главными действующими лицами процесса реабилитации и социальной адаптации больного ребенка. В нашем центре один из них, как правило, мать, обязательно присутствует на сеансах Бобат-терапии. Обучение родителей элементам нейроразвивающей терапии — нелегкое задание, которое требует от реабилитолога терпения и педагогических навыков. На повторных сеансах специалист оценивает результаты проделанной работы, корригирует элементы терапии или вводит новые по мере приобретения и закрепления ребенком навыков, необходимых для перехода на следующий уровень развития. Бобат-терапия — это скорее образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура.

Бобат-терапии – целостная терапия, направленная на:

  • подавление патологических двигательных моделей;
  • стимулирование более правильных «нормальных движений»;
  • нормализацию мышечного тонуса;
  • стимулирование восприятия собственного тела.

Бобат-терапия - это не набор упражнений или способов вмешательств, наоборот, она уходит от стандартов, поддерживая новаторство и индивидуальный подход в лечении отдельно взятого пациента. Карел Бобат: «Бобат - это то, что пациенту нужно сегодня, сейчас, в данный момент для максимального улучшения качества жизни».




Прием врача
Иванов Андрей Олегович Нейрохирург, специалист по лечению боли
Прием врача
Боярский Вячеслав Евгеньевич Невролог, специалист по мануальной терапии
Прием врача
Грачев Сергей Анатольевич Cердечно-сосудистый хирург, лечение пациентов с ишемической болезнью головного мозга
Прием врача
Максимова Юлия Сергеевна Врач-психотерапевт, специалист по гештальт-терапии
Прием врача
Галенко Светлана Юрьевна Кинезитерапевт, специалист по проприоцептивной нейрофизиологической фасцилитации
Прием врача
Боярская Анна Васильевна Врач-невролог
Прием врача
Утина Татьяна Сергеевна Детский эндокринолог
Прием врача
Наумова Ольга Константиновна Врач-эндокринолог